Пора приоткрыть завесу тайны и рассказать, кто же такой логопед и с чем его едят (читать как: чем занимается логопед).
Безусловно, все зависит от того, какое речевое нарушение у Вас или у Вашего ребенка. Я расскажу про основные направления работы логопеда:
- Развитие артикуляционной моторики (та самая артикуляционная гимнастика и сюда же отнесем логопедический массаж). Артикуляционная гимнастика позволяет подготовить мышцы губ, языка и щек для постановки звуков. Если же отмечается вялость мышц артикуляционного аппарата (гипотонус) или мышцы находятся в спастике (гипертонус), то одной артикуляционной гимнастики может быть недостаточно. В таком случае необходим логопедический массаж ВКУПЕ С ГИМНАСТИКОЙ.
- Развитие речевого дыхания. При правильно речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить четко, громко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.
- Развитие пальцевого праксиса, который опосредованно влияет на звукопроизношение. Каким образом это происходит, Вы можете прочитать в другой моей статье "С пальчиками играем - речь развиваем".
- Развитие фонематического слуха и восприятия. Фонематические процессы очень важны для формирования и развития речи, в т.ч. и для овладения ребенком грамотного письма. Нарушения этих процессов наблюдаются не только в нарушенном звукопроизношении, но в понимании речи (т.к. для детей одинаково звучат кот-кит, крыша-крыса, киска-миска). При нарушениях фонематических процессов ребенок может испытывать трудности с деление слов на звуки/слоги и т.п.
- Коррекция звукопроизношения. В данном пункте, как правило, для родителей все понятно. Тут стоит помнить о возрастных нормах появления звуков и вовремя скорректировать нарушенное звукопроизношение.
- Формирование развитие лексического строя речи. В данном случае работа логопеда ведется по формированию и развитию словарного запаса у детей в соответствии с лексическими темами ("Домашние животные", "Игрушки", "Пресноводные рыбы" и т.п.).
- Формирование и развитие грамматического строя речи. Наверняка, Вы замечали, что ребенок неправильно согласует части речи (розовая яблоко, два машин), неправильно употребляет предлоги, неправильно образует новые слова и т.п. И тут тоже важно знать о возрастных нормах появления тех или иных грамматических категорий.
- Формирование и развитие связной речи. В контексте данного пункта логопедическая работа ведется в направлениях развития диалогической речи и монологической. Например, логопед учит ребенка пересказу, составлению рассказа-описания и т.п.
- Обучение грамоте. Без ложной скромности скажу, что эту работу лучше логопеда не проведет никто.
- Коррекция нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии/нарушения письма и чтения).
- Вызывание речевой деятельности. Тут проделывается колоссальная работа логопеда, которая начинается от развития психологической базы речи и вызывания звуков и звукоподражаний.
- Развитие просодической стороны речи. По данному направлению работы логопед развивает темп и ритм, силу и высоту голоса, тембр, дикцию и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий