С пальчиками играем - речь развиваем

О пользе развития мелкой моторики знают все. Слова В.А. Сухомлинского сегодня поддерживают все: и врачи, и логопеды. Но как взаимосвязаны мелкая моторика и речь? Действительно ли развитие тонких движений рук – это та самая магическая кнопка, при нажатие на которую у ребёнка будет развиваться не только речь, но и мышление? 




ОТКУДА ИДЕЯ???

Исследование проводилось М.М. Кольцовой в Доме ребенка. Дети, с которыми занимались развитием мелкой моторики, стали очень быстро развиваться по сравнению со сверстниками. Буквально через три дня они начали говорить. Отсюда был сделан вывод о прямой связи между мелкой моторикой и речью.
Сторонники этой теории также вспоминают, что в коре головного мозга человека зоны, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом. Отсюда вывод: стимулируя зону мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону!


УДОБНАЯ ТЕОРИЯ

Несмотря на отсутствие исследований, теория стала очень популярной. Легко понять, почему. Что делать логопеду с безречевым малышом? Правильно, посадить его за стол — собирать паззлы, нанизывать бусы, перебирать крупу и т.д. 
Просто и удобно. Особенно, если верить, что все это развивает каким-то образом речь.

На практике же мы очень часто видим обратное. Есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, прекрасно говорят. И дети, которые великолепно управляются и с ложкой, и с паззлами, и с любой застежкой — а при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.

ТАК ЧТО ЖЕ МЫ РАЗВИВАЕМ???

На самом деле такие действия будут в большей мере развивать именно… мелкую моторику! Конечно, развитие этой сферы тоже очень важно. Но не более важно, чем, скажем, развитие общей моторики (общих движений, таких, как прыжки, бег и т.п.) или восприятия.
Значит, нет смысла развивать мелкую моторику для развития речи? Все эти пальчиковые игры — зря? 

Оказывается, не зря! Все дело в том — как…

На самом деле на развитие речи ребенка крайне положительно влияет моторное планирование. Что это такое?
Моторное планирование — это умение выстроить логику действия. Например, Вам нужно выучить новый танец. Сперва Вы будете думать куда ставить ногу, как повернуться и т.д. Это и есть этап моторного планирования. Когда Вы перестанете задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков.
Произношение звуков требует сложного моторного планирования у малышей, которые учатся говорить, и у детей с речевыми нарушениями.
Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело)  и мелких (пальцы) движений действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.
В своей практике я отдаю предпочтение развитию пальцевого праксиса с помощью разных массажных мячиков: су-джок, иглбол, ортопедические мячики и т.п.












Комментариев нет:

Отправить комментарий