О пользе развития мелкой
моторики знают все. Слова В.А. Сухомлинского сегодня поддерживают все: и врачи,
и логопеды. Но
как взаимосвязаны мелкая моторика и речь? Действительно ли развитие
тонких движений рук – это та самая магическая кнопка, при нажатие на которую у
ребёнка будет развиваться не только речь, но и мышление?
ОТКУДА ИДЕЯ???
Исследование проводилось М.М.
Кольцовой в Доме ребенка. Дети, с которыми занимались развитием мелкой
моторики, стали очень быстро развиваться по сравнению со сверстниками.
Буквально через три дня они начали говорить. Отсюда был сделан вывод о
прямой связи между мелкой моторикой и речью.
Сторонники этой теории также
вспоминают, что в коре головного мозга человека зоны, отвечающие за движения
пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом. Отсюда вывод: стимулируя зону
мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону!
УДОБНАЯ ТЕОРИЯ
Несмотря на отсутствие
исследований, теория стала очень популярной. Легко понять, почему. Что делать
логопеду с безречевым малышом? Правильно, посадить его за стол — собирать
паззлы, нанизывать бусы, перебирать крупу и т.д.
Просто и удобно. Особенно, если
верить, что все это развивает каким-то образом речь.
На практике же мы очень часто видим обратное. Есть дети,
которые не могут сами завязать шнурки, прекрасно говорят. И дети, которые
великолепно управляются и с ложкой, и с паззлами, и с любой застежкой — а при
этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.
ТАК ЧТО ЖЕ МЫ РАЗВИВАЕМ???
На
самом деле такие действия будут в большей мере развивать именно… мелкую
моторику! Конечно, развитие этой сферы тоже очень важно. Но не более важно,
чем, скажем, развитие общей моторики (общих движений, таких, как прыжки, бег и
т.п.) или восприятия.
Значит,
нет смысла развивать мелкую моторику для развития речи? Все эти пальчиковые
игры — зря?
Оказывается, не
зря! Все дело в том — как…
На самом
деле на развитие речи ребенка крайне положительно влияет моторное планирование.
Что это такое?
Моторное
планирование — это умение выстроить логику действия. Например, Вам
нужно выучить новый танец. Сперва Вы будете думать куда ставить ногу, как
повернуться и т.д. Это и есть этап моторного планирования. Когда Вы перестанете
задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень
двигательных навыков.
Произношение звуков требует сложного моторного
планирования у малышей,
которые учатся говорить, и у детей с речевыми нарушениями.
Тренировка моторного планирования крупных (ноги,
руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений действительно помогает
постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для
произнесения звуков.
В своей практике я отдаю предпочтение развитию пальцевого праксиса с помощью разных массажных мячиков: су-джок, иглбол, ортопедические мячики и т.п.
Комментариев нет:
Отправить комментарий