О нарушениях речи

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных формах. 


На этой странице я расскажу Вам о том, какими бывают нарушения речи и об основных направлениях коррекционно-развивающей работы при их различных видах. 

Но для начала давайте разберемся, каким образом происходит развитие речи в норме. Необходимо сразу сказать, что развитие речи происходит ИНДИВИДУАЛЬНО. Никогда не сравнивайте между собой сверстников! Отклонения от предложенных ниже норм на 1-2 месяца - являются НОРМОЙ! 

  • Крик возникает самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых с момента рождения до 2-х месяцев.
  • Гуление стихийно не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением ребёнка со взрослым с 2-х до 5-7 месяцев.
  • Лепет также не возникает стихийно, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением ребёнка со взрослым с 5-6 до 12-14 месяцев.
  • Слова появляются в 11-12 месяцев, переход к пользованию словами осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета.
  • Словосочетания появляются после усвоения двухсложных и трёхсложных слов с 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.
  • Предложения ребёнок начинает конструировать в условиях наглядной ситуации в 2 года. Первые вопросы «Где?», «Куда?» появляются в 2 года 6 мес. С 3-х лет появляются вопросы «Почему?», «Когда?».
  • Связный рассказ появляется с воспроизведения коротких рассказов, стихов, потешек с 3-х лет. Постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушке – с 4-х лет. Овладение элементами контекстной речи – с 5 лет.
В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается к 5-6 годам. 

Вернемся к тому, какими все же бывают нарушения речи. Стоит отметить, что в настоящее время проблема классификации остается одной из актуальных не только в логопедии, но и нейрофизиологии, медицине, пато- и нейропсихологии и других отраслей коррекционной педагогики.



В этой статье рассматривается две классификации. Первая - клинико-педагогическая, потому что именно она  в основном ориентирована на коррекцию дефектов речи. Обе классификации наиболее полно представлены в учебнике для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов Л.С. Волковой "Логопедия".



Нарушения произносительной стороны речи:


  • Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
  • Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
  • Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.
  • Заикание (логоневроз) — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 
  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. 
  • Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелины нёба, губ и т.д.).
  • Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.


Нарушения внутреннего оформления высказывания:
  • Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. 
  • Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.
Следующая классификация - психолого-педагогическая
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.
Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.



Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.





Комментариев нет:

Отправить комментарий